Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Урал: Владимир Богданов: На Обь пришел кризис для сиговых рыб

Фильтры

Регион

Новости

Урал: Владимир Богданов: На Обь пришел кризис для сиговых рыб

Ценные породы рыбы Западной Сибири оказались под угрозой исчезновения. Учитывая, что во время кризиса, по оценкам специалистов, значительно возрастает потребление рыбы и морепродуктов, сейчас особенно сильно увеличилась нагрузка на популяции сиговых пород рыбы. Не миновала эта участь и обитателей Обь-Иртышского бассейна. Промышленный лов водных биологических ресурсов по всей магистрали реки Обь был открыт 16 июня 2009 года. В июне только на Ямале уже добыто 460 тонн рыбы, что превышает прошлогодние показатели на 54 тонны.

В специальном интервью «УралПолит.Ru» заместитель директора по научной работе института экологии растений и животных УрО РАН, доктор биологических наук, завлабораторией экологии рыб Владимир Богданов рассказал о том, что через пять лет почти все виды сиговых рыб Оби станут исчезающими, что рыба в екатеринбургской реке Исети больна циррозом печени и какую роль в браконьерстве играют рыбинспекторы.

Расскажите, пожалуйста, как сегодня обстоят дела с рыбными ресурсами рек Западной Сибири, согласно данным вашего Института?

На Оби в начале двухтысячных годов сформировалась рекордная ихтиомасса за последние лет 100, но за счет главным образом так называемой «черной» рыбы. Кормовые ресурсы Оби и ее поймы позволяют прокармливаться огромному количеству окуня, щуки, плотвы, язя, ельца и др., но которые непривлекательны для рыбопромысловиков, особенно в ЯНАО. В то же время численность ценных (ликвидных) видов рыб – осетровых, сиговых и лососевых устойчиво снижается.

Появление больших стад карповых, окуневых и щуки связано с хорошими условиями водности, которые сформировались в пойме Оби в конце 90-х, начале 2000-х годов. Обь – река не загаженная, в отличие от рек европейской части России, например, Волги. На средней Оби существуют факторы загрязнения из-за нефтедобычи, но нижняя Обь, которая способствует формированию крупных запасов рыб, относительно чистая или можно сказать слабозагрязненная. А притоки нижней Оби – правые и левые, они вообще в верховьях девственные. Поэтому экологическое состояние нижней Оби и ее притоков не оказывает решающего влияние на воспроизводство, нагул и зимовку рыб. На данный момент Обь еще не потеряла способности к самоочищению и самовосстановлению. В подтверждение тому – рыба в ней не больная. Например, рыба в реке Исеть (протекает через Екатеринбург – прим ред.), со 100-процентной вероятностью имеет камни в почках, цирроз печени, всевозможные опухоли, все то, что сопутствует многим живым организмам, которые обитают в грязной среде.

Много ли осталось обского осетра и других ценных видов рыб Обь-Иртышского бассейна?

Сложилась крайне тяжелая ситуация с обским осетром, который внесен в Красную книгу Российской федерации. Ситуация критическая. Тех мер, которые предпринимаются не достаточно. Осетр, как он перестал быть ресурсным видом, так он может и исчезнуть. Искусственное воспроизводство крайне необходимо для таких видов, как осетр, нельма, чир, муксун. Попытки восстановить популяцию осетра идут на Абалакском рыбозаводе, но те меры, которые сейчас предпринимаются в этом направлении, не приносят ощутимых результатов.

Численность таких видов как чир, пелядь, муксун за последние 30 лет снизилась примерно в 4-6 раз. Это очень серьезное снижение, и речь идет не о циклах: сегодня больше, завтра меньше – а уже об устойчивом снижении с учетом природных колебаний. Например, если средняя численность генерации пеляди в 80-х годах была около 5 млрд особей, то в 90-х – около 2 млрд, а в двухтысячных – это уже около 1 млрд особей. Сотрудники нашего Института проводят учеты численности рождаемых личинок во всех нерестовых реках. И мы знаем, сколько на Оби ежегодно рождается сиговых, поэтому можем объективно оценивать динамику их численности.

Каковы причины уменьшения численности сиговых видов рыб?

В целом нижняя Обь относительно чистая, как и уральские притоки – места размножения сиговых. Загрязнение имеется практически только в русловой части Оби. Однако есть проблема в Томской области. Муксун и часть пеляди раньше поднимались на нерест в верховья р.Томи. А нерестилища – гравий, так называемый ПГС (песчано-гравийные смеси выступают в качестве субстрата для выметанной икры – прим.ред.) вывезен как стройматериал. На эти нерестилища почти не приходят производители ценных видов рыб, а выживание молоди минимальное. Если раньше рыбаки в Томи вылавливали по полторы тонны сиговых в один невод, то теперь попадаются по 4 – 5 особей в неводе. Кроме того, огромное количество муксуна вылавливается в средней Оби, когда муксун идет на нерест, а потом скатывается обратно через крупные города: Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Мегион, Нефтеюганск. То браконьерство, которое процветает там, находится под патронажем властных структур. Все любят муксуна и считают своим долгом его ловить.

Какие меры по восстановлению численности ценных видов рыб Вы видите?

На Оби проблемы с сиговыми рыбами можно охарактеризовать как кризис. Он наступил и нужны срочные меры. Мы их обсуждаем и на уровне областного и окружных правительств. Я только что вернулся из Салехарда, где состоялся рыбохозяйственный совет. На нем обсуждалась возможность строительства рыбозавода по воспроизводству чира в поселке Харп. Организация искусственного воспроизводства чира – мера запоздалая, но крайне важная.

Необходимо срочно организовывать охраняемые территории в местах массового размножения и зимовки ценных видов рыб, а их сейчас практически нет ни в ЯНАО ни в ХМАО-Югре. В местах массовой зимовки сиговых в Обской губе сейчас ведется бурение, перелив нефти из речных в морские танкеры, а то, что зимой в этих местах творят браконьеры не поддается описанию. Такие виды, как муксун и чир могут попасть в число исчезающих видов уже через 5 лет. Следующей будет нельма. Еще одной важной мерой считаю сокращение промысла. Сейчас пора прекращать промышленный лов муксуна. Так, в этом году Югра впервые в истории отказалась от промышленного лова муксуна. Но браконьерство останется. Беда в том, что менталитет людей позволяет все это делать.

Согласно данным пресс-служб губернаторов Югры и ЯНАО, квоты на вылов ценных видов рыб зачастую не осваиваются полностью. Как, по данным вашего Института на самом деле обстоят дела в этом вопросе?

С этого года квотируются только сиговые виды рыб. До этого года квотировались все виды рыб. Регулирование рыболовства квотами может быть крайне важным для морских водоемов, и совершенно неприемлемо для Обь-Иртышского бассейна. Раньше, в советские времена, регулирование рыболовства осуществлялось временным периодом, местом и орудиями лова. То есть, когда, где и каким количеством сетей, неводов можно осуществлять лов. Как результат, объем выловленной рыбы не был ограничен. Сейчас это регулируется квотами, что приводит к массовому браконьерству не только среди рыбаков, но и среди предприятий. Потому что, освоив квоту, рыбаки обязаны уйти с места лова. А чтобы заработать больше, все рыбозаводы, все участки скрывают реальный вылов.

То есть реальный вылов может в 10 раз превышать квоту?

В 10 раз это слишком много, потому что рыбные запасы Оби в отношении ликвидных видов рыб – это сиговые – оскуднены, а по «черной рыбе» в целом нормальны. Другими словами, выловить сиговых в 10 раз больше квот просто невозможно – таких запасов нет. На самом деле квота была превышена примерно в 2 раза. Кроме того, в учет еще нужно брать и браконьерство. Исключение составляет сосьвинская селедка (тугун). Квоты на ее вылов в р. Северной Сосьве равняются 8 тоннам, а по факту промысловиками и местным населением ежегодно вылавливается около 100-150 тонн.

Насколько серьезно обстоят дела с браконьерством на Оби и ее притоках?

Браконьерство у нас неискоренимо. Оно зачастую является для обского рыбака единственным способом не бедствовать, не нищенствовать, а достойно жить. Когда есть под боком ресурс, которым можно воспользоваться, люди идут на это. Причин много. Бороться с браконьерство в настоящее время невозможно. Рыбинспекции как таковой нет. В последние годы ее сократили раза в три. Если мы будем увеличивать число рыбинспекторов, оснащать их техническими новшествами, спецсредствами, усилятся репрессии в отношении населения. Потому что практически вся российская рыбинспекция продажная. Поселковый рыбинспектор «своих» зачастую не трогает, над «чужими» может творить беспредел. Он сам определяет, кому что можно. За определенную плату он закроет глаза на любые нарушения.

Какими привилегиями пользуются представители коренных и малочисленных народов Севера (КМНС) при ловле рыбы?

Для представителей коренных малочисленных народов выделяются специальные районы для лова рыбы. Есть так называемые родовые угодья, особенно распространенные на средней Оби. Но и для них существует ограничение по срокам лова – в нерест лов повсеместно запрещен – а также по местам зимовок рыбы, за исключением Обской губы. Там коренному населению разрешено вести лов и зимой, не смотря на то, что Обская губа является местом массовой зимовки рыбы.

Источник: «УралПолит.Ru»

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись