Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Тимур Митупов: «Необходима консолидация рыбной отрасли»

Фильтры

Регион

Новости

Тимур Митупов: «Необходима консолидация рыбной отрасли»

По итогам первого полугодия 2011 года в рыбной отрасли страны отмечен уверенный рост по основным показателям экономической деятельности. Такие итоги стали для рыбаков уже тенденцией. Создается впечатление, что отрасль не ощущает на себе негативного влияния мирового экономического кризиса. Но на фоне радужных итогов работы рыбопромысловиков нет-нет, а появляется информация о негативных явлениях в этой важной для экономики России сфере. Общественные организации рыбаков продолжают предъявлять правительству страны свои требования и ставят вопрос о созыве очередного съезда, который планируется провести 15 февраля 2012 года. Для того, чтобы разобраться в этих противоречиях, мы обратились с вопросами к Тимуру Митупову, советнику руководителя Федерального агентства по рыболовству РФ, руководителю Аналитического информационного агентства по рыболовству, члена Общественного совета при Росрыболовстве.

- Тимур Гуруевич, в прошедшем полугодии руководство Росрыболовства и представители рыбопромышленного комплекса приложили много усилий, направленные на развитие законодательной базы в отрасли. Напомните, какие вопросы решались, и как они были реализованы?

- Должен отметить, что в 2010 году принято 15 постановлений и более 30 распоряжений правительства Российской Федерации, подготовленных Росрыболовством, а также издано 77 нормативных правовых актов самого ведомства. В первом полугодии 2011 года Росрыболовство продолжило работу по нескольким основным направлениям. Во-первых, в направлении совершенствования нормативно-правового регулирования в области рыбохозяйственного комплекса. Например, в 2010 году в рамках развития административной реформы была проведена работа по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства. Итоги этой работы закреплены распоряжением правительства Российской Федерации от 21 января 2011 года № 56-р, в котором даны конкретные поручения по необходимым законодательным изменениям. Подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на регулирование деятельности по приёмке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов и произведённой на судах рыбной и иной продукции из них». Вышло постановление от 10 февраля 2011 года № 63 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров, при ввозе на территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов и произведённой из них рыбной и иной продукции». Недавно заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Соколов выступил на президиуме правительства по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проект закона внесён Федеральным агентством по рыболовству. Законопроект предусматривает внесение изменения в статью 165 Налогового кодекса, устанавливающую порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и определяющую перечень документов, представляемых налогоплательщиками в фискальные органы для подтверждения вывоза товаров за пределы территории страны.

Во-вторых, Росрыболовство занималось вопросами модернизации рыбопромыслового флота. Совместно с союзами и ассоциациями рыбаков Росрыболовством постоянно прорабатывались и прорабатываются меры по обновлению российского флота. В соответствии с поручением председателя правительства Владимира Путина в 2011 году Росрыболовством совместно с рыбацким сообществом разработана Стратегия развития рыбопромыслового флота. Основная цель данной стратегии - это строительство и модернизация рыбопромыслового флота и научных судов.

В-третьих, рыбацкое ведомство продолжило работу по развитию международного сотрудничества и по возвращению России в мировой океан. В рамках международного сотрудничества в области рыболовства и рыбного хозяйства в 2011 году предстоит решить комплекс следующих задач: продолжить сотрудничество с Японией, Республикой Корея, КНДР и КНР с учетом глобальных геополитических интересов России; продолжить работу по подготовке и заключению межправительственных соглашений по предупреждению ННН-промысла с Японией, а также США.

Продолжена работа по подписанию межправительственных соглашений по сотрудничеству в области рыбного хозяйства со странами: Республика Ангола, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Туркменистан, Республика Гвинея-Бисау, Украина. Планируется возобновить сотрудничество в области рыбного хозяйства и рыболовства с Республикой Сьерра-Леоне, Республикой Гвинея (Конакри), Республикой Гана. Кроме того, Росрыболовство будет инициировать возобновление сотрудничества в области рыбного хозяйства с Южно-Африканской Республикой, Республикой Мозамбик.

В-четвёртых, большое внимание уделялось и уделяется вопросам развития аквакультуры. Одним из приоритетов является принятие закона «Об аквакультуре».

В настоящее время Росрыболовство вынесло на общественное обсуждение проект ФЗ «Об аквакультуре». Обсуждение продлится до 6 сентября 2011 года. Стоит отметить, что рыбацкое ведомство подготовило проект Комплексной программы развития аквакультуры до 2020 года. На базе данной программы будут разработаны методические рекомендации по механизмам реализации региональных программ развития рыбоводства (аквакультуры). Планируется сформировать систему управления и мониторинга эффективности деятельности хозяйств аквакультуры в регионах России.

В-пятых, Росрыболовство продолжило работу над мерами, направленными на государственную поддержку предприятий рыбохозяйственного комплекса, и по созданию условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Продолжилась работа Росрыболовства, направленная на возможность оформления долей квот под залог финансовым учреждениям.

В-шестых, в первом полугодии этого года продолжилась работа по усилению борьбы с ННН-промыслом. Велась работа по внесению изменений в отдельные законодательные акты, в части совершенствования правовых основ осуществления государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также усиления уголовной и административной ответственности в этой сфере. Недавно правительственная комиссия по рыбохозяйственному комплексу приняла решение вернуть на доработку проект Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла и Перечень первоочередных мер по реализации указанного плана до 2013 года.

Первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков обратил внимание руководства Росрыболовства на то, что к подготовке такого документа обязательно должны быть привлечены рыбацкие объединения.

Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству планирует на очередном, осеннем заседании обсудить Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла. Кроме того, текст документа будет вынесен на общественное обсуждение.

В-седьмых, Росрыболовство уделило большое внимание вопросам повышения качества и безопасности рыбы и рыбопродукции. В 2011 году продолжилась работа над Техрегламентом по рыбопродукции, который, надеюсь, в следующем году будет принят в рамках Таможенного союза.

И в-восьмых, в прошедшем полугодии текущего года был подготовлен законопроект «О любительском и спортивном рыболовстве», сейчас идёт его общественное обсуждение и экспертиза законопроекта.

Отмечу, что на данный момент Росрыболовство работает над формированием Федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г.

В этом году поднимались Росрыболовством и рыбацким сообществом вопросы, связанные с разграничением промышленного и прибрежного видов рыболовства, проблемы качества и безопасности рыбы и рыбопродукции, мониторинга рыбного рынка и ценобразования, и многое другое.

- Как вы оцениваете ход обсуждения проекта закона о любительской рыбалке? Последние данные (на 12.08.2011г.) показывают, что в его обсуждении приняли участие пока втрое меньше граждан, чем в весенних митингах рыбаков.

Должен отметить, что данный законопроект впервые проходит Общественную экспертизу и вывешен на официальном сайте Правительства. Проблема любительского рыболовства получила большой общественный резонанс. Между тем, к сожалению, количество зарегистрированных и принявших участие в экспертизе и обсуждение законопроекта оставляет желать лучшего.

По моему мнению, общественная экспертиза, тем более сроки обсуждения продлили, должна найти консенсус и по их итогу выявить баланс интересов между населением и бизнесом. На основе этого государство даст населению правовые инструменты для защиты своих прав на бесплатную рыбалку, а бизнес получает четкие, понятные и прозрачные правила игры.

Общественное обсуждение должно расставить все проблемные точки, это касается и введения фиш-карт. В этом вопросе я сторонник введения в нашей стране единой карты рыболова. Во многих странах это апробированный способ регулирования любительского рыболовства. Доходы от её реализации направляются на нужды воспроизводства, мелиорации, рыбоохраны и прочие мероприятия, направленные на развитие любительского рыболовства.

- Показатели работы рыбной отрасли страны год от года только растут. Чем это можно объяснить?

- Да, показатели рыбной отрасли растут. Я думаю, что позитивный рост социально-экономических показателей рыбной отрасли связан с формированием нормативно-правовой базы, направленной на поступательное развитие рыбной отрасли: распределение на 10 лет долей квот, на 20 лет РПУ, снижение количества объектов водных биоресурсов по ОДУ, снижение ставки платности за пользование ресурсами, субсидирование процентных ставок на строительство и модернизацию флота, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей, и т.п. Созданная законодательная база дала хороший импульс к обелению рыбной отрасли и стратегическому планированию.

Должен отметить, что в 2011 году продолжился рост социально-экономических показателей в рыбной отрасли. Это позволяет говорить о системном характере произошедших в рыболовстве изменений, а не о случайных «прорывах», вызванных влиянием отдельных факторов.


Например, за I квартал этого года валовая добавленная стоимость в рыбной отрасли составила в текущих ценах 25,1 млрд рублей. Индекс физического объёма в I квартале 2011 года относительно I квартала 2010 года составил 119,8 %. Это самый высокий показатель по темпам роста валовой добавленной стоимости среди основных отраслей экономики России.

По данным Росрыболовства, всего за полугодие текущего года вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 2 млн 56,5 тысячи тонн, что на 34,1 тысячи тонн или на 1,7% больше уровня прошлого года. По состоянию на 21 августа этого года вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил 2 млн 734,1 тысячи тонн, что на 175,7 тысячи тонн или на 6,9% больше уровня прошлого года.

Оборот организаций рыболовства и рыбоводства за первое полугодие 2011 года составил 62,7 млрд рублей, что в действующих ценах на 7,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года, а производство по виду деятельности «Рыболовство» - на 10,3%.

На фоне роста вылова и производства растёт и переработка рыбопродукции. В первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство по группе «Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные» увеличилось на 2,1% - до 1,7 млн тонн.

По моим оценкам, рост розничной продажи в первом полугодии этого года увеличился на 3-4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Рост цен на рыбу и морепродукты за первое полугодие 2011 года составил 7,2%, что выше, чем за аналогичный период прошлого года. В рейтинге по темпам роста потребительских цен на основные продовольственные товары у рыбы и морепродуктов 4 место. В июле этого года по сравнению с предыдущим месяцем в России потребительские цены на рыбу и морепродукты выросли на 0,4% (в ЕС - на 0,3%), что в 2 раза ниже темпа роста, чем в предыдущем месяце (0,8%). Таким образом, в рейтинге по росту потребительских цен на рыбу и морепродукты среди стран ЕС у России в июле текущего года - 13 место, а за период с начала года - 7-е.

Рост потребительских цен на рыбу связан в основном с ростом транспортных расходов и железнодорожных тарифов на перевозку рыбы в разгар путины с Дальнего Востока в Центральную часть России. Например, в июле текущего года железнодорожный тариф на перевозку рыбы и рыбопродукции с Дальнего Востока увеличился в среднем на 10%. Всё же потребительские цены на рыбу на 19% меньше, чем на кур (кроме куриных окороков), свинину - на 59%, а по говядине - на 62%.

В июне 2011 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года в структуре стоимости минимального набора продуктов питания отмечается снижение доли рыбопродуктов с 4,1% до 3,7%.

Стоит отметить, что за последние 3 года рыбный рынок не испытывает острого дефицита и насыщен основным ассортиментом потребляемой россиянами рыбой и морепродуктами. Оптовые и розничные цены на основные виды рыбы и рыбопродукции до конца августа текущего года из-за сезонного снижения потребления будут подвержены тренду на понижение.

На фоне роста импорта продовольственных товаров в динамике ввоз в страну рыбы снижается.

С 2009 года продолжился активный процесс импортозамещения по рыбе. В первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на фоне роста импорта продовольствия на 23,4%, импорт рыбы снизился на 20,6% - до 326,6 тысячи тонн на сумму 867,5 млн долларов США. Это самый высокий темп падения импорта среди продовольственных товаров.

Размер просроченной кредиторской задолженности в рыбной отрасли в динамике сокращается. На конец мая 2011 года просроченная кредиторская задолженность в рыбной отрасли составила 2 млрд рублей. В динамике отмечается снижение задолженности в рыбной отрасли по сравнению с апрелем этого года на 2,3%, с маем 2010 года - на 4,2%.

По состоянию на конец мая 2011 года в рейтинге по уровню среднемесячной начисленной заработной платы (без выплат социального характера) у рыбной отрасли почетное 4 место с размером зарплаты 32821 рубль (после финансовой деятельности, производства кокса и нефтепродуктов, добычи полезных ископаемых), а за январь-май 2011 года зафиксировано 7 место с уровнем среднемесячной зарплаты 24534 рубля. Таким образом, среднемесячная зарплата в рыбной отрасли за период январь-май текущего года по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилась на 6,2% и превышает общероссийский уровень среднемесячной заработной платы на 12%.

Размер просроченной задолженности по заработной плате в рыбной отрасли в динамике продолжает сокращаться. За июль этого года просроченная задолженность по заработной плате в рыбной отрасли сократилась на 61,8% до 3 млн рублей. Таким образом, на 1 августа 2011 года это самая низкая задолженность среди основных отраслей экономики, а за анализируемый период - самый высокий темп сокращения.

На фоне роста основных показателей в рыбной отрасли за январь-май 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сальдированный финансовый результат в рыбной отрасли увеличился на 2,2% до 7,9 млрд рублей. В динамике темп роста финансового результата замедлился. Между тем за этот период доля прибыльных организаций в рыбной отрасли увеличилась на 2,8% до 77,8%. Это самый высокий показатель по доле прибыльных организаций среди основных отраслей экономики России.

В целом, по итогам 2011 года эксперты прогнозируют рост вылова на 3-4%, снижение импорта на 7-9% (за счет снижения импорта мороженой рыбы, филе и готовой рыбопродукции, морепродуктов), увеличение экспорта на 10-15% (за счёт минтая, трески, сельди, лососевых видов рыб, филе), рост производства и переработки на 3-5%.

Таким образом, стабильный рост в динамике социально-экономических показателей снизил импортную зависимость по рыбе и улучшил один из главных показателей в рыбной отрасли - потребление. Наблюдается и дальнейший рост среднедушевого потребления рыбы нашими гражданами. По опросам Росстата домашних хозяйств в 2008 году показатель среднедушевого потребления составлял 19,7 кг в год, в 2009 - 20, 3 кг (ТОР- 4 по потреблению в разрезе федеральных округов: ДФО - 27,3 кг/в год, ЦФО - 22,3 кг, УФО - 21,3 кг, СЗФО - 19,7 кг), по оценке экспертов в 2010 году среднедушевое потребление составило около 22-23 кг/в год.

К сожалению, должен отметить, что при росте нашего вылова мы по-прежнему импортируем в больших объёмах многие виды рыб, которые сами добываем в достаточном количестве. Причина кроется во многих объективных и субъективных факторах: это и сезонность вылова, и низкие качественные параметры сырья, и отсталые технологии при производстве продукции, и географическая удалённость зон вылова от основных региональных потребителей. А существующая неразвитая инфраструктура и логистика, изношенность и нехватка производственных и холодильных мощностей рыбохозяйственного комплекса только добавляют проблем. Рыбный рынок вынужден либо экспортировать, либо импортировать рыбопродукцию с высокой добавочной стоимостью.

Должен констатировать, что условия реализации рыбы на экспорт намного лучше, чем поставлять на внутренний рынок.

Отмечу также, что большую долю в экспорте у нас составляет сырьё. Многие промысловики не видят целесообразности проводить модернизацию своих мощностей, живут одним днём. Тем не менее в последнее время наметился стабильный тренд на увеличение доли филе и переработанной рыбопродукции. Сейчас Минэкономразвития РФ проводит опрос среди производителей-экспортёров продовольственных товаров, с целью определения потенциала экспорта продовольствия и создания благоприятного климата российским производителям для осуществления внешнеэкономической деятельности. Я думаю, что в целом ситуация на рыбном рынке должна в ближайшее время поменяться в лучшую сторону.

- Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний поддержал идею проведения Третьего Всероссийского рыбацкого съезда, который по предварительному решению намечен на 12 февраля 2012 года. Чем вы можете объяснить необходимость проведения такого форума? Какие, на ваш взгляд, проблемы сможет поднять съезд рыбаков?

- Актуальность проведения очередного съезда рыбаков - это назревшая необходимость подведения итогов и определения новых стратегических целей и задач, стоящих перед рыбной отраслью. Очевидно, что за последние 9 лет, прошедших после Второго съезда, в рыбной отрасли создан нормативно-правовой базис, созданы основные необходимые условия, и мы уже получаем результаты, в частности, отрасль в динамике стабильно демонстрирует хорошие социально-экономические показатели. Об этом я уже говорил ранее.

Я согласен с мнением уважаемого мною Вячеслава Констинтиновича Зиланова, что съезд должен консолидировать всю рыбацкую общественность, потому что есть много нерешенных вопросов.

Прошло уже много времени после последнего созыва рыбацкого съезда, много проблем удалось решить. Но есть и нерешенные задачи. Принята Концепция развития рыбного хозяйства России на период до 2020 года, которая поставила новые цели перед рыбной отраслью. Главная - обеспечить продовольственную безопасность по рыбе и увеличить среднедушевое потребление по рыбопродуктам. Для обеспечения выполнения продовольственной безопасности, увеличения объёмов потребления, на мой взгляд, необходимо решить задачу по созданию оптимальных условий для функционирования реального сектора экономики в рыбной отрасли, а именно сделать конкурентоспособным сектор производства, переработки, логистики и дистрибуции рыбы и рыбопродукции. Для этого необходимо создавать инфраструктуру рыбного рынка, распределительные центры и многое другое. Также немаловажная задача, стоящая перед съездом, - это развитие аквакультуры, в свете ближайшего принятия ФЗ «Об аквакультуре».

В целом, от съезда я жду конструктивного диалога, правильной расстановки приоритетов и акцентов в решение поставленных задач, а также выработки единого подхода и консолидации мнений в решении столь важных проблем, стоящих перед рыбной отраслью. Скажу прямо, по моему мнению, рыбной отрасли необходимо консолидация в выработке единой стратегии выполнения поставленных перед нею задач, и в этом вопросе ей не нужна фракционность.

- Как вы относитесь к идее возрождения рыбацкого министерства? Сможет ли эта реанимированная надстройка решать рыбацкие проблемы в период развития очередного мирового кризиса?

- Если говорить о моей личной точке зрения, то я «за» восстановление Минрыбхоза и полностью согласен с доводами Вячеслава Константиновича по этому поводу. От себя добавлю, что рыбная отрасль де-факто решает комплекс задач: от сохранения, воспроизводства и добычи до увеличения потребления населением рыбопродуктов. Необходимо, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны по рыбопродуктам, сделать де-юре орган в виде Минрыбхоза, который бы по праву системно решал бы эту задачу.

Источник: http://www.nord-news.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись