Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Российские верфи не хотят строить рыболовные суда

Фильтры

Регион

Новости

Российские верфи не хотят строить рыболовные суда

В стране, способной сооружать атомные ледоколы, плавучие АЭС, и субмарины, разместить заказ на строительство траулера оказалось делом нелегким.

Противоречивые задачи

Основные фонды отрасли изношены окончательно и ставят под угрозу существование целой отрасли, поскольку более 80% рыболовных судов отслужили свой срок.

Согласно утвержденной Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач является «строительство… современного рыбопромыслового флота на отечественных судоверфях». На первый взгляд, в этой фразе нет противоречий. Однако если взглянуть на историю развития и реальное состояние отечественного рыбного хозяйства и судостроительной отрасли страны, становится очевидно, что чиновники пытаются соединить несовместимое.

Первая часть этой фразы («строительство… современного рыбопромыслового флота») звучит вполне оправданно, а вот вторая («на отечественных судоверфях»), хоть и патриотично, но вряд ли выполнимо. Эти отрасли (судостроение и рыболовство) существуют в разных реальностях.

Если государственная поддержка будет доступна только при условии строительства флота на отечественных верфях, рыболовство может безнадежно отстать в своем развитии. Ведь далеко не факт, что к 2020 году российские верфи изменят свое отношение к строительству рыболовных судов.

Смотреть в будущее

Чтобы обновить основные средства, рыбаки уже несколько лет просят правительство помочь деньгами, обосновывают специальные налоговые режимы для отрасли, просят о прямом финансировании. Но те компании, которые всерьез взялись за новострой, постигло разочарование.

В правительственных кругах мало кто не слышал о проекте рыболовной компании «Робинзон» из Мурманска по строительству крупнотоннажного траулера нового поколения. Уже третий год это предприятие безуспешно пытается разместить заказ на судостроительных заводах России.

Сегодня ООО «Робинзон» владеет пятью рыболовными судами, которые построены еще в советское время на верфях Николаевского завода на Украине.

– Нам повезло, что мы обладаем собственной ремонтной базой, но всему приходит свой срок. Смотреть надо в будущее, а будущее без нового флота выглядит туманным, – говорит заместитель директора по развитию ООО «Робинзон» Ирина Мокерова.

По ее словам, главная проблема на пути обновления флота – верфи.

- До кризиса у нас были выстроены кредитные схемы со Сбербанком и ВТБ. Теперь они разрушились. Но государство в лице Росрыболовства пытается помочь. Наш проект стал частью федеральной целевой программы, и мы не оставляем надежду получить государственную поддержку. Но проблема в том, что этот заказ просто не нужен отечественным верфям. И дело здесь не в деньгах, к сожалению, причина гораздо глубже. Российские верфи, обладающие достаточными мощностями, не хотят строить, – рассказывает Ирина Мокерова.

С 2006 года в «Робинзоне» прорабатывали разные варианты обновления флота. Сотрудники компании потратили немало труда и средств на попытку построить судно на отечественных верфях. Обратились на четыре завода. Прямого отказа нигде не получили, но при встречах руководство этих предприятий объясняло, что такой заказ им не интересен: это новый проект, не серия, как привыкли, а одиночный заказ, на который придется возложить накладные расходы большинства подразделений завода, что вот-вот поступит важный госзаказ, и так далее.

- Вдруг 15 октября 2007 года «Балтийский завод» Санкт-Петербурга, с которым активно шли переговоры, к нашей великой радости, подтвердил письменно свои возможности и желание строить наше судно, - продолжает замдиректора «Робинзона». - Начались согласования спецификации и контракта. За полтора года трижды они были парафированы. Но, к сожалению, больше года согласований и бесконечных переносов подписания контракта закончились ничем. Даже обращения за помощью в федеральные министерства не помогли. Хотя, надо отдать должное, старались помочь все, к кому мы обращались – и Христенко, и Гордеев, и Измайлов, и Стругов, и Евдокимов и, конечно, очень активно руководитель Росрыболовства Андрей Анатольевич Крайний. Но контракта нет.

Контракта с российским судостроительным заводом у «Робинзона» нет, а вот с компанией «MAN» - есть. И это соглашение предприятию надо исполнять, то есть продолжать платить за строительство дизель-редукторной установки для судна, которого нет.

- А когда-то мы так гордились этим контрактом, тем, что удалось его заключить, ведь на двигатели во всем мире огромная очередь, - говорит Ирина Мокерова. - Лично я чувствую теперь свою прямую вину за ситуацию, в которую попало наше предприятие, находясь в ожидании согласований с «Балтийским заводом». Я окончила питерскую корабелку и просто искренне верила, что это новое дело – строительство крупнотоннажного рыболовного флота – надо начинать именно в России и что всем корабелам это важно и интересно.

В России невозможно построить крупное рыбопромысловое судно?

Исторически российское судостроение ориентировалось на военные заказы. В советское время крупные рыболовные суда строили на Украине, в Николаеве, а также по заказу правительства в ГДР и других странах.

Сегодня российские верфи в состоянии строить серьезнейшие, как выразился Владимир Путин, высокотехнологичные суда, имея в виду ледоколы и плавучие атомные электростанции. Значит, технической проблемы построить рыболовное крупнотоннажное судно, нет. Но, как показывает жизнь, тактика работы российской судостроительной промышленности отличается от мировой практики. Принцип «Чем больше заказов, тем больше работы и тем больше доход» не работает в России. Владельцы отечественных верфей традиционно полагаются на дорогие государственные заказы, которые так или иначе будут размещены на их предприятиях.

Госзаказ спасает, и ладно

Российские заводы большие, даже огромные. Они приспособлены для военного судостроения, а военные заказы – это большие государственные деньги, это сроки, которые, как видно по работе таких предприятий, как «Севмаш», «Звездочка», «Балтийский завод», «Северная верфь», можно сдвигать и менять. Военная специфика предполагает также серийность, что несвойственно для нового поколения рыболовных судов. Поэтому владельцам и руководству верфей выгоднее посидеть и подождать несколько лет государственный заказ на несколько десятков миллиардов, чем связываться с проблемами развития производства под рыбацкие проекты.

И такая практика срабатывает. Вот уже и «Балтийский завод» получил заверения от Росатома, что получит контракт на строительство плавучей АЭС стоимостью 17 миллиардов рублей, которая в перспективе должна опреснять воду для шейхов из Арабских Эмиратов. По словам генерального директора этого предприятия Андрея Фомичева, портфель заказов «Балтийского завода» сейчас составляет 14 млрд. рублей, из которых 12,7 млрд. приходится на заказы Росатома, а остальное – гособоронзаказ.

Источник: Рыбацкая газета

Также в разделе

Комментарии (0)