Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыбу – на биржу!

Фильтры

Регион

Новости

Рыбу – на биржу!

Так министерство по развитию Дальнего Востока планирует решить проблему воровства в рыбной отрасли. У экспертов другое мнение.

В настоящее время ведомство Министра по развитию Дальнего Востока - полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева готовит внесение соответствующих изменений в законодательство. Ожидается, что в первом квартале 2013 года Минвостокразвития России подготовит проект федерального закона об электронных торгах.

«Рыбацкая газета» обратилась к экспертам отрасли, чтобы выяснить, насколько оправданным с точки зрения достижения заявленной цели - борьбы с незаконным промыслом, является создание рыбной биржи и реализация рыбопродукции на электронных торгах.



Василий Соколов,

заместитель руководителя Росрыболовства:

- Федеральное агентство по рыболовству предлагало в свое время реализовывать рыбопродукцию на электронной бирже. Тогда в ходе длительной дискуссии с рыбаками все пришли к мнению, что нужно сначала подготовить соответствующую инфраструктуру. Нет ее и сегодня. Показателен пример: основной покупатель икры минтая - Япония, а торги идут в Кореи, потому что там создана мощная инфраструктура, холодильники, торговая площадка. Нам же некуда рыбаков приглашать. Если не подготовить биржевую площадку, не продумать и не отработать сам механизм электронных торгов, рискуем получить одну-две компании, которые будут с рыбаков за доступ к торгам «стричь» процент.

К тому же будет совершенно неправильно обязывать всю рыбу реализовывать только на электронной бирже. Многие добывающие компании работают по долгосрочным контрактам. Что в этом плохого? Работают же по таким контрактам Газпром и Роснефть, и никто их не гонит на биржу.

Другое дело, что часть продукции, прежде всего для государственных структур, можно было бы реализовывать и на бирже. Это позволило бы избежать посредников, что выгодно и рыбакам, и закупщикам.

Но нужно создать сначала такую торговую площадку. Кстати, Россия выделяет иностранным государствам по межправительственным соглашениям существенные объемы квот на вылов (добычу) водных биоресурсов в своей исключительной экономзоне. Некоторые из них обещали нам хорошие инвестиции в развитие рыбного хозяйства. Почему бы не обязать их вложиться в создание рыбной биржи в России и 20-30% добытого в наших водах улова реализовывать на электронных торгах на российском берегу.



Сергей Красильников,

исполнительный директор Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки:

- Тема электронных торгов не нова. Была даже соответствующая статья в законе о рыболовстве, которая сейчас потеряла императивную форму по той причине, что никто, ни финансовые инструменты, ни инфраструктура не оказались к ней готовы. Точно так же, как не готовы и сегодня. Сейчас во Владивостоке все еще находится большое количество лососевой продукции. Что мешает начать торги?

А вот призывы «только через аукционные торги» - это не практикуется ни в одной стране, даже в часто приводимой в пример Японии.

Что касается оценок Минвостокразвития теневого оборота водных биологических ресурсов, не секрет, откуда появилась сумма в 1,5 млрд долларов: из доклада Владимира Владимировича Борису Николаевичу. Речь совершенно справедливо шла о рыбопродукции, отгружаемой в полном соответствии с тогдашним законодательством из районов промысла за пределами 12 миль непосредственно за рубеж. Впоследствии, не без помощи журналистов, это превратилось в «недекларируемую продукцию», «браконьерский улов».

Но дело то в том, что до 1 января 2009 года для российских рыбаков не была установлена обязанность оформлять улов на таможенной территории Российской Федерации. На законных основаниях рыбаки перегружали законный улов водных биоресурсов в исключительной экономической зоне на транспортные суда, которые доставляли его в порты иностранных государств, где эта продукция морского промысла оформлялась как российская. Вот так и возник разрыв между таможенной статистикой России и таможенной статистикой зарубежных государств.

И только с 1 января законодательно было вменено в обязанность весь улов, добытый в Российской ИЭЗ, первоначально доставлять в российские порты для таможенного оформления. В результате по данным ФТС экспорт продукции морского промысла в 2008 году составил чуть более 200 тыс. тонн на сумму 472 млн долларов, а в 2009 году – уже свыше 1 млн тонн на сумму 1,7 млрд долларов.

Очень все непросто со счетом в аппарате Минвостокразвития, если не учитываются эти очевидные вещи.



Герман Зверев,

президент Ассоциации добытчиков минтая, кандидат экономических наук:

- 26 ноября в Минсельхозе обсуждали перспективы биржевой торговли сельхозпродукцией. Биржевики и аграрии признали, что пока не готовы к таким высоким материям как хеджирование рисков с помощью срочных биржевых контрактов, и решили, что неплохо начать с перехода от давальческих схем к договорам купли-продажи. Но в рыбной отрасли давальческие схемы давно ушли в прошлое – мы работаем по прямым контрактам. Зачем биржа рыбаку, который отгружает сырьё по прямым контрактам или заявляет о готовности отгрузить ещё не пойманный улов? Только если с помощью срочного контракта биржа поможет хеджировать риск изменения цены, но такой финансовый продукт (а биржа – это прилавок с финансовыми инструментами) наши российские биржевики наладить пока не готовы. Запустить биржевой продукт – это не просто написать его спецификацию и завести в торговую систему, нужен механизм распределения рисков.

Я увидел в предложении В.И. Ишаева идею создания контрольно-карательного механизма в форме биржи. Но биржа – это финансовый бизнес, который существует тогда, когда выгоден реальному сектору. Пример Норвегии, на который так любят ссылаться, показывает, как экономически “состыковываются” интересы добытчиков, переработчиков и государства. Между прочим, береговые переработчики не в бешеном восторге от паритета цен, который устанавливается у них на бирже.

Что касается контроля, то я убеждён, во-первых, в том, что оценка нелегального рыбного промысла в 1,5 млрд. долларов необоснованна, а, во-вторых, финансовые потоки можно отследить с помощью поправок в Налоговый кодекс, вступивших в силу с 1 января 2012 года. Этот «финансовый сканер» позволит идентифицировать все сделки с взаимозависимыми лицами и даст достоверную оценку валютной выручки. Налоговики уже готовятся к этой работе без всяких бирж.

Источник: Рыбацкая газета

Также в разделе

Комментарии (0)