Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Крайний: наша задача - модернизация флота и строительство нового

Фильтры

Регион

Новости

Крайний: наша задача - модернизация флота и строительство нового

Судостроение, в том числе строительство рыбопромысловых судов, наряду с авиа- и автопромом признано приоритетным направлением в РФ и ожидает поддержки со стороны государства. По оценке Росрыболовства, только для Дальневосточного бассейна до 2020 года нужно построить 562 судна. Если этого не сделать, Россия не сможет осваивать ресурсы даже в своей экономзоне, не говоря уже о Мировом океане. Об удачах и проблемах отрасли в интервью РИА Новости рассказал глава Росрыболовства Андрей Крайний.

- Андрей Анатольевич, в конце апреля Россия впервые представила единую национальную экспозицию на европейской выставке морепродуктов в Брюсселе. Росрыболовство патронировало павильон, Вы лично его открывали. Насколько удачен и эффективен оказался этот дебют?

- Эта выставка - крупнейшая в Европе. Для нас было принципиально важно участвовать именно единой национальной экспозицией. Я приезжал в Брюссель год назад и был удручен – там, конечно, присутствовали наши компании, но они были разбросаны по разным углам. Это совершенно не соответствовало статусу рыболовной державы. Мы решили организовать российский павильон и сделали его, не потратив, кстати, ни одной копейки бюджетных денег. Потратились рыбаки и наш ФГУП "Нацрыбресурсы". Что удалось? Во-первых то, что соглашение о регулировании рыболовства на Балтике подписывалось на нашем стенде - это уже знаковое событие. Не в помещении Евросоюза, а у нас - к нам пришел верховный комиссар ЕС по рыболовству. Это важно. Во-вторых, мы провели там презентацию по совместному с норвежцами использованию запасов Баренцева и Норвежского морей. В-третьих, мы приобрели колоссальный опыт проведения таких масштабных мероприятий и, я надеюсь, что этот опыт станет основой проведения в Москве осенью международной рыбохозяйственной выставки Interfish. Без ложной скромности скажу, что этот дебют оказался триумфом российского рыболовства. На нашей экспозиции постоянно шли коммерческие переговоры отечественных компаний с зарубежными партнёрами. Заключены 50 контрактов, договоров о намерениях. Общая сумма договорённостей оценивается в 400 миллионов долларов. Есть большой интерес к поставкам филе минтая в Европу у ряда серьезных европейских компаний. Наши рыбаки получили уникальную возможность заявить о себе, выйти, как говорится, на рынок, узнать, что происходит у коллег. Они поняли, что надо очень тщательно работать над переработкой и упаковкой, потому что здесь, надо правду сказать, мы отстаем от западников.

- На конференции в рамках выставки европейские партнеры поднимали проблему ННН-промысла. Для России эта проблема не новая, можно даже сказать, застарелая. Какие меры против браконьеров принимались в последнее время и изменилась ли ситуация к лучшему? Планируется ли объединять усилия в этом направлении с каспийскими государствами, ЕС, другими странами?

- У нас с 2006 года действует соглашение с ЕС о портовом контроле, которое направлено на легализацию выловов. У нас есть также соглашение с Норвегией. Сегодня, 12 мая, в рамках визита Владимира Путина в Токио мы подписали Меморандум между правительством РФ и правительством Японии о сотрудничестве по предотвращению незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов и незаконного вывоза продукции из них. Кроме того, завершаются внутригосударственные процедуры согласования межправсоглашения с Республикой Корея по борьбе с ННН-промыслом. Это - абсолютно прорывные документы, потому что на протяжении 15 лет наши коллеги из азиатско-тихоокеанского региона полагали, что это внутренняя проблема РФ и не собирались никоим образом участвовать в ее решении. Нам удалось их убедить в том, что как у моря есть как минимум два берега, так и борьба с браконьерством должна вестись с двух сторон. Такое понимание достигнуто и мы стоим на пороге радикальных перемен.

- А когда начнет действовать отряд спецназначения "Пираньи" на наших внутренних водоемах?

- Сейчас идет набор людей, в основном они приходят из отрядов специального назначения МВД - это рукопашники, стрелки, как минимум будут два водолаза. Штат и структура утверждены - пока 15 человек, если будет нужно, добавим. Сейчас эти люди увольняются из МВД для перехода к нам. Возглавит рыбный спецназ Роман Редькин. У него было шесть командировок в Чечню, четыре государственные награды. Это будет очень эффективное подразделение. В ближайшее время мы объявим конкурс на поставку обмундирования для этого отряда. Уже подписано соглашение с МВД на поставку оружия. Работа идет. А пока мы обратились в МВД с просьбой помочь провести операцию "Путина" на Волге и Каспии. Один из московских милицейских спецназов уже в мае будет работать на Каспии. Они будут работать в тесном контакте с инспекторами рыбохраны, правоохранительными органами на местах, но по своему плану, который будет утверждаться в Москве.В целях улучшения рыбоохраны на Каспии четыре месяца назад мы создали западнокаспийское управление, которое уже подписало соглашение о взаимодействии с пограничниками в Дагестане. Кроме этого мы договорились с полпредом ЮФО Владимиром Устиновым о создании межведомственной комиссии по борьбе с браконьерством, в которую войдут представители наших теруправлений в округе, силовики и представители аппарата полпреда. Эта комиссия будет координировать и контролировать работу ведомств, поскольку разобщенность, конечно мешает.

- А есть ли понимание в вопросе борьбы с браконьерством с нашими каспийскими соседями?

- Летом у нас будет встреча с иранскими коллегами и очередная сессия прикаспийских государств. В прошлом году осенью на встрече в Астрахани мы поднимали вопрос о взаимодействии и создании коллективных сил по борьбе с браконьерами. У прикаспийских стран разный подход. Туркмения, например, принципиально не вступает ни в какие силовые блоки. Мы постарались наших коллег убедить, что это не военная организация, и она преследует только экологические цели по охране и поддержанию популяции осетровых. Стыдно сказать, но браконьеры прикаспийских государств успешно сотрудничают между собой. Нам нужно интенсивнее продвигаться и в части рыбоохраны на Каспии, и в реализации поддержанного всеми соседними государствами моратория на вылов осетровых.

- На одном из ближайших заседаний правительства будет обсуждаться программа развития береговой инфраструктуры. На эти цели планируются значительные инвестиции. А какой Вы ждете эффект?

- Президиум правительства 18 мая планирует обсудить комплекс мер по развитию рыбохозяйственного комплекса. Он был заслушан и в целом одобрен комиссией во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым. Там планируются достаточные инвестиции. Речь идет о десятках миллиардов рублей. Но сразу хочу сказать - это не инвестиции федерального бюджета, это инвестиции бизнеса. Результат, который мы ждем - это рост выловов, обновление флота, вытеснение импорта в хорошем смысле слова. И увеличение среднедушевого потребления до 25-28 кг в течение пяти лет. Потребление морепродукции уже растет: если в 2007 году было 12,5 кг на душу населения, то в 2008 году и первые три месяца 2009 года потребление рыбы в РФ составило 13,9 кг на человека. За год с небольшим мы выросли на 1,4 килограмма.

В этом году у нас три основных направления деятельности. В международном аспекте мы хотим подписать ряд соглашений и меморандумов о взаимопонимании в области рыболовства с теми странами, с которыми их у нас не было, либо они были прекращены в связи с распадом СССР. На сегодняшний день у нас подписаны меморандумы с Никарагуа и Кубой - мы хотим выйти на межправсоглашения. Планируем подписать меморандумы и соглашения о взаимодействии с Намибией и Сенегалом. Про Японию и Южную Корею я уже говорил. Планируем также подписать соглашение с США о борьбе с ННН-промыслом, таким образом, чтобы в Тихом океане с двух сторон зажать браконьеров. Американские коллеги готовы ввести у себя такой портовый контроль, какой ввел Евросоюз. К слову, было скандально громкое дело по крабу, когда на рынок США было поставлено 25 тысяч тонн нелегального краба. Так вот, американские коллеги незамедлительно представили нам исчерпывающую информацию по поставкам. Сумма ущерба составила 250 миллионов долларов, 150 томов уголовного дела, три человека сидят под следствием, остальные в розыске.

- Ваше ведомство одним из первых подготовило и направило в правительство свой антикризисный план. Вы ранее говорили о предложениях по повышению тарифов на ввоз импортной рыбы, о субсидиях на модернизацию флота? Нашли ли эти предложения поддержку в других ведомствах?

- Пункт о субсидиях вошел в антикризисную программу правительства в рамках поддержки агропромышленного комплекса. Предложения по таможенно-тарифной политике в целом поддержало Минэкономразвития. Мы хотим поэтапно, в течение трех лет повысить пошлины на вывоз необработанной рыбы и импортные пошлины на рыбу с высокой степенью переработки. И таким образом дать сигнал бизнесу для развития переработки. Такой сигнал уже озвучен и он уже дал результат. За три месяца 2009 года экспорт филе минтая, которое делается прямо на судах, вырос на 80%. Цифры в абсолютном выражении небольшие - с 10 тысяч до 18 тысяч тонн, но все равно показательные. Наши крупнейшие добывающие компании уже начали ставить филетировочные линии и намерены использовать паузу между весенней и осенней путинами для переоснащения судов.

Рыбопромысловый флот России морально и физически устарел, он экономически неэффективен. Мойвовая путина показала, что наши рыбаки не могут конкурировать с норвежцами, потому что у нас себестоимость продукции выше на 25% из-за того, что нужно больше топлива. У нас всего одно кошельковое судно, нет приемочных комплексов на берегу. В результате наши рыбаки выбрали только половину квоты, а норвежцы поставили на наш берег 55 тысяч охлажденной мойвы.

Поэтому наша глобальная задача - модернизация флота и строительство нового. Есть ФЦП по развитию гражданского морского флота объемом 8,5 миллиардов рублей, из них на рыбопромысловый флот предусмотрено только около 1 миллиарда рублей. Это не строительство судов, это только лишь конкурсы на проекты. Будут объявлены конкурсы по малотоннажным, средне- и крупнотоннажным судам. Я полагаю, что будут создаваться консорциумы наших компаний с норвежскими, которые являются лидерами в рыбопромысловом судостроении. Эти проекты государство будет курировать и предоставлять либо верфям, либо промысловым компаниям, чтобы на их основе строился флот. На наш взгляд, государство должно использовать механизм госгарантий либо финансировать верфи для строительства судов, а потом суда передавать на жестко прописанных условиях частным компаниям.

- В понедельник в Комсомольске-на-Амуре вы буквально взорвали совещание по судостроению, которое проводил премьер-министр, заявлением, что на Амурском судостроительном заводе строить современный торгово-промысловый флот нельзя. Неужели всё так плохо?

- Действительно, ситуация непростая. Есть на то причины технические, есть экономические. Дело в том, что на заводе, который мы посетили, со стапельных мест выходные ворота 19-метровые в ширину. Современное рыбопромысловое судно, особенно крупнотоннажное, просто в эти ворота не выйдет. Собрать его можно, но не вытащишь. Это что касается техники. Что касается экономики, то к большому сожалению, все дальневосточное судостроение исторически было «заточено» под нужды военно-морского флота. Следовательно, с издержками эти предприятия работать не умеют. Когда мы ставим на стапель рыбопромысловое судно, все общезаводские издержки наваливаются на одно судно, в результате оно получается золотым. Мы неконкурентоспособны сегодня по срокам строительства и по цене. Поэтому нам предстоит глобальная модернизация - как техническая, так и перестройка сознания.

Источник: ria.ru

Также в разделе

Комментарии (0)